Использование ИКТ на уроках обществознания
«Чтобы вам жить в эпоху перемен!» Считается, что в древнем Китае это говорилось недругу. Однако я исхожу из того, что «Времена не выбирают. В них живут…», поэтому изречение древних воспринимаю, как руководство к действию, тем более что эпоха перемен создала новую педагогическую среду, новую образовательную реальность. И эта реальная педагогическая среда настолько насыщена информационным содержанием, что возникла острая необходимость внедрения новых информационных технологий, способных обеспечить максимальную оперативность в образовательном процессе. А педагогическая технология – это «не просто использование технических средств обучения и компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность конструированием и применением приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов». Современные информационные технологии неотступно входят в жизнь каждого человека, живущего в постиндустриальном информационном обществе. Начало XXI века ознаменовано бурным развитием средств вычислительной техники, увеличением объема доступной и накопленной обществом информации
Компьютеры созданы облегчить жизнь людям, но подчас само общение с вычислительной техникой вызывает массу проблем. В связи с этим становится ясно, что одной из задач образования вообще и среднего образования в частности, является адаптация обучающихся к существованию в условиях современного информационного общества. И не только к существованию, но и грамотному использованию IT-технологий для продуктивной, творческой работы.
Основными целями информатизации образовательного процесса принято считать:
формирование общей компьютерной культуры
обучение детей грамотно использовать компьютер для решения различных прикладных задач
-
проведение красочных и интересных уроков
-
обеспечение объективного мониторинга уровня качества знаний
-
заинтересованность и мотивацию учащихся.
В отличие от других ТСО , IT-технологии имеют ряд преимуществ, таких как интерактивность (взаимодействие компьютер-человек или человек-компьютер-человек в режиме реального времени)
Коммуникативность (возможность использования средств ИКТ как универсального средства связи).
Грамотное применение современных информационных технологий на уроках истории и обществознания позволяет сделать их интересными и красочными, живыми и динамичными. При правильной методике использования средства IT-технологий позволяют привлечь и сосредоточить внимание учащихся, обеспечить необходимый уровень мотивации и, как следствие, повысить результативность обучения. К хорошему быстро привыкают. Поэтому сегодня должно быть лучше, чем вчера.
При внедрении информационных технологий на уроке придерживаюсь следующих методических правил:
-
информационные технологии в образовании (ИТО) являются не самоцелью, а средством, направленным на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности;
-
новейшие информационные технологии не антагонистичны к традиционной системе образования, а естественным образом, оптимально интегрируются в нее с учетом педагогической целесообразности, требующей всесторонней оценки эффективности применения ИТО в сочетании с различными педагогическими технологиями;
-
в качестве наиболее значимых ценностных ориентиров использования ИТО выбираются обращение к личности обучаемого; создание максимально благоприятных условий для овладения им социально накопленным опытом, заключенным в содержании образования;
-
направленность не только на получение глубоких и фундаментальных знаний, развитие мышления учащихся, его творческой индивидуальности и т.д., но и, в первую очередь, на проявление его самостоятельности — на саморазвитие и самореализацию личности;
ИТО не подменяют педагога и не замещают его основных функций, а опредмечивают и усиливают отдельные приемы и компоненты его деятельности, перераспределяют отдельные функции учителя между учащимся и компьютером, оптимизируют профессионально-педагогическую деятельность.
Чаще всего использую такие варианты работы с ИТ:
-
Комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИТ и работу уч-ся с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа-презентации, электронные карты, модули использование которых позволяет отработать некоторые вопросы, как индивидуально каждому обучающемуся так и со всем классом.
-
Урок-лекция по изучению нового материала, который предполагает в течение всего занятия использование ИТ в качестве иллюстративного материала. (Темы по обществознанию в 10 классе: «Культура», «Религия»; история в 9 классе «Образование СССР», «НЭП»)
-
Урок-семинар, когда учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИТ («Репрессии 1937-1938 гг. на территории ЕАО», «Духовные искания эпохи Возрождения», «Эпоха Просвещения»).
-
Защита проектных работ учащимися с использованием ИТ. Шестые классы после изучения темы «Родина», на уроке обществознания самостоятельно разрабатывали, а затем защищали мини-проекты «Моя малая Родина», в которых рассказали о самом городе, творческих коллективах и знаменитых людях нашего города.
-
Урок обобщения, когда в течение всего занятия используются ИТ (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы, материалы готовых CD-ROM, мультимедиа-презентации, разработанные, учителем, учащимися).(«Русь в начале X—XIII века» урок-викторина).
Особое внимание я уделяю использованию ИКТ. С помощью информационно-компьютерных технологий проводим с учащимися поисковую работу, проверочные работы, использую тесты базового и профильного уровней. Через CD-диски общества «Кирилл и Мефодий», «Репетитор» 1C, видеоряда мультимедийного учебника, анимированные карты-схемы учащиеся получают знания в наглядной интерактивной форме. В кабинете имеются разработки уроков с компьютерной поддержкой, есть мультимедийные презентации для уроков по истории и обществознанию. Использование ИКТ позволяет формировать культурные, учебные, коммуникативные, исследовательские, проектировочные, рефлексивные, интеллектуальные и другие компетентности учащихся.
Современные приемы и методы работы должны способствовать тому, чтоб из школы выходили выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации, определяют собственные позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности, осознают себя представителями исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданами России. Это молодежь, обладающая нестандартным мышлением, вносящая новое содержание в производственную и социальную жизнь.