И умница, и красавица, а подать себя не может. Думаете это сюжет очередной мелодрамы? Нет, это, скорее, сказка о современной Золушке, героиней которой может стать каждая из нас. А роль волшебницы крестной сыграет профессиональный имиджмейкер. Он не будет превращать тыквы в кареты — просто научит быть красивой и счастливой. Заинтриговали? Тогда знакомьтесь — профессия имиджмейкер, по совместительству волшебник.
Английское image переводят как «образ», «картинка». Имиджмейкер, соответственно — специалист, который создает привлекательный запоминающийся образ, но не только. Он очищает внешность от наружной «шелухи», выявляет и визуализирует лучшие внутренние качества личности, формирует такое «я», которое нравится не только окружающим, но, в первую очередь, самому себе.
По профессиональным задачам наиболее близкие специальности — стилист, имидж-консультант, персональный шоппер.
На отечественном рынке профессия утвердилась лет 15 назад, но до сих пор бытует мнение, что к подобным услугам прибегают лишь богатые и знаменитые. На самом деле, все зависит от сферы деятельности имиджмейкера.
• Если это — модная индустрия, то такой специалист действительно чаще работает с моделями, дизайнерами, на телевидении, сопровождает профессиональные фотосъемки, показы.
• Имиджмейкеры, работающие в сфере PR и коммуникаций, занимаются политиками, представителями бизнеса, VIP-персонами.
• Персональный стилист-имиджмейкер ориентирован на обычного человека. Представители этого направления работают, как правило, частными заказчиками, дают консультации, создают персональные fashion-блоги.
В Европе понятие имиджмейкер трактуют несколько по-иному, чем у нас. Там специалист такого плана больше ориентирован на публичный образ, причем, не обязательно конкретной персоны. Заказчиком может быть компания, а имидж создают продукту. Одеждой, стилем и гардеробом занимается персональный стилист.
Кто прибегает к услугам, и как работает «дизайнер личности»?
Практикующий стилист-имиджмейкер Ирина так определяет образ среднестатистического клиента: «Человек, проживший энное количество лет, но так и не сумевший создать собственный стиль, осознавший это и психологически готовый довериться профессиональному помощнику».
Это оптимальный подход, когда человек готов к системным изменениям. Но нередко люди нуждаются в блиц-консультациях, чтобы решить конкретную задачу — создать образ для самопрезентации при знакомстве, устроиться на работу, выступить на ответственном мероприятии.
Рассмотрим пошагово, как имиджмейкер работает с клиентом.
1. Первый этап — знакомство.
Задача специалиста — за короткий промежуток времени узнать о человеке как можно больше. Объективная информация включает возраст, тип лица, фигуры, образ, ритм жизни; субъективная — жизненные цели, настрой, самоощущение, что нравится/не нравится, увлечения.
2. Создание концепции образа.
Теоретический этап, на котором имиджмейкер совместно с клиентом вырабатывает цели, идеи образа на разные случаи жизни — работа, дом, отдых, спорт, публичные мероприятия. Важно не просто создать красивую картинку, но, чтобы клиент чувствовал себя в этом облике комфортно.
3. Обучение основам самостоятельного создания имиджа.
Во время консультаций заказчик начинает ориентироваться в базовых понятиях стилистики, мире моды, узнает, что идет ему, а что нет и почему. Такой подход, образно говоря, дает человеку не рыбу, а удочку, с помощью которой, он обеспечит себя на протяжении дальнейшей жизни.
4. Ревизия гардероба.
Практическую часть начинают с ревизии имеющихся вещей, их грамотного комбинируют, создают базовый гардероб. На этом этапе логичным шагом будет расхламление шкафа, расставание с ненужной или неподходящей одеждой.
5. Сопровождение шопинга.
Стилист помогает грамотно выбрать недостающую одежду и аксессуары. Присутствие его при покупках помогает преодолеть стереотипы, выбрать яркие, нестандартные вещи, отличающиеся от того, что человек носил в «прошлой» жизни.
Для полноты образа иногда нужно поменять прическу, научиться накладывать макияж. Имиджмейкеры, как правило, работают в связке с парикмахерами, визажистами, посоветуют, а если нужно, то сопроводят в салон красоты, проинструктируют мастера.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Получить профессиональное образование по созданию имиджа в России еще весьма затруднительно, хотя первые сдвиги уже проявляются. Но существует целый ряд смежных специальностей, которые могут стать хорошей основой для освоения этой профессии: «реклама в системе массовых коммуникаций»; «реклама и связи с общественностью в публичной и частной сфере»; «имиджмейкинг»; «социология»; «психология» и др. Высшее образование желательно, поскольку от имиджмейкера могут потребоваться консультации на самые разные темы, в том числе политические, поведенческие, психологические. Поэтому парикмахеру после колледжа будет весьма нелегко самостоятельно освоить целые пласты знаний, хотя это и не исключено. После вуза необходимо будет пройти курсы по стилистике и имиджмейкингу и активно практиковаться. Отметим такие ведущие учебные заведения: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Это единственный вуз, где учат именно имиджмейкингу, а в его Институте бизнес-коммуникаций есть соответствующая специальность. Здесь же можно пройти обучение на стилиста-имиджмейкера на специальности «декоративно-прикладное искусство и дизайн». Российский новый университет (г. Москва). В этом вузе есть направление «Административно-референтский и имиджмейкерский сервис». Опираясь на полученные здесь знания, можно стать не только специалистом по имиджу, но и администратором, секретарем-референтом, спичрайтером, специалистом по протоколу, менеджером. Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственного управления (г. Новосибирск). В институте можно получить профессию специалиста по рекламе и связям с общественностью. Невский институт дизайна (г. Санкт-Петербург) готовит стилистов по дизайну костюма. Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (г. Москва) предлагает интересную специальность «психология индустрии моды», на ней есть ряд предметов, который помогает работать с разными группами людей.
Кому подходит Стать профессионалом в этой области весьма непросто. Для этого необходимо обладать соответствующими личными качествами и глубокими знаниями на стыке разных специальностей. Что касается личных качеств, то имиджмейкеру не обойтись без: умения видеть перспективу развития для самых разных клиентов; креативности, прекрасного чувства стиля и эстетического вкуса; внимания к проблемам заказчика и терпения при работе с ним; чувства такта и умения подать свою идею без ее навязывания; умения слушать и открытости к диалогу; способности собрать команду для решения задачи и организовать ее работу; аналитического мышления и самокритичности; умения четко формулировать свои мысли; готовности нести ответственность за конечный результат. Также профессионалу по имиджу необходимы познания во множестве дисциплин: в психологии, риторике, деловой этике, социологии, педагогике, основах персонального, политического и корпоративного имиджа, технологии самопрезентации, спичрайтинга и лоббирования интересов клиента, социально-культурном проектировании. А также требуется разбираться в моде, массовой культуре, колористике, парикмахерском искусстве и макияже.