Урок по рассказу М.Горького «Легенда о Данко», учитель Березовская А.В.

Методическая копилка

 

Урок по рассказу М. Горького «Легенда о Данко»

Цель: знакомство с произведением, работа по содержанию

Ход урока:

  • Организационный момент

  • Объявление темы и цели урока

— сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» «Легенда о Данко». Наша задача – проанализировать это произведение, уяснить, что такое легенда.

3. Проверка домашнего задания

— урок начнем с проверки домашнего задания. Дома вы читали статью учебника и записи в тетрадях о жизни и творчестве М. Горького. Проверим, насколько вы выполнили домашнее задание. У Риты было индивидуальное задание: она составила викторину «Знаешь ли ты Горького?». Проведение викторины, подведение итогов, выставление отметок.

4. Новый материал

а) запись в тетради: число, тема

б) слово учителя.

Рассказ «Старуха Изергиль», частью которого является «Легенда о Данко», был написан в 1895 году. В нем Горький размышляет о смысле человеческой жизни, о том, что такое счастье. В основе легенды лежит библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта.

— Легенда – это новый для вас жанр, мы еще не встречались с ним на уроках литературы. Я просила вас посмотреть в словарях значение этого слова (запись в тетрадь определения).

в) чтение рассказа. До этого – словарная работа.

— В тексте есть трудные слова, давайте определим их лексическое значение: смрад, роптать, вторя, зев, заветы.

— А теперь послушайте произведение и подумайте, почему это легенда?

Чтение рассказа.

— Ваши впечатления? Почему это произведение можно назвать легендой?

г) Беседа.

— В чем сходство библейского сюжета о Моисее и произведении Горького?

— Какие два пути были у людей?

— Почему они не могли вернуться назад из леса и умереть в боях с врагом?

— Почему именно Данко решил спасти людей от верной гибели?

— Как относиться Данко к тем, кто доверил ему свою судьбу?

— Какой момент можно назвать кульминационным? (Зачитать).

— Как отблагодарили люди своего спасителя??

— Как вы понимаете слово «осторожный»?

— Почему один осторожный человек… наступил на гордое сердце ногой?

— Как вы думаете, сохранит ли народ память о Данко?

— Так откуда же они, голубые искры степи, что появляются перед грозой?

5. Роль природы в Легенде

— Когда вы слушали легенду, то обратили, наверное, внимание на то, что в произведении много описания природы

— Для чего, по-вашему, автор вводит его в повествование? (Природа помогает читателю понять обстановку, в которой происходят события, мысли и чувства героев).

— Давайте обратимся к описанию природы в начале произведения (зачитать 1).

— О чем говорит это описание? (природа противостоит людям, несет им угрозу, тревогу, смерть).

— Проследим по тексту дальнейшее описание природы (описание 2).

— Что здесь можно сказать? (ситуация накаляется, путь все труднее, ощущается приближение конфликта).

— когда Данко вывел людей из чащи леса, какая природа предстает перед нами? (зачитать описание 3).

— Что символизирует это описание? (свободу, жизнь, радость, избавление от страхов, гибели).

Обобщение: таким образом, описание природы помогает нам понять содержание текста.

6. Художественно – изобразительные средства

— В своей легенде Горький мастерски использует художественно – изобразительные средства или тропы.

— Какие тропы вы знаете?

— Дайте определения эпитету (образное определение предмета (явления), выраженное чаще всего прилагательным), гиперболе (художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных средств предмета или явления), сравнению (образное, словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобается какому-нибудь другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения, новые, выраженные свойства), олицетворению (разновидность эпитета, когда свойства неживого приписываются свойства живого).

7. Задания по рядам

(Найти в произведении и подчеркнуть).

1 ряд – эпитеты;

2 ряд – сравнения, гиперболы;

3 ряд – олицетворения.

Подведение итогов.

 

8. Работа с иллюстрациями

— Горький красочными словами изобразил действо в произведении, а некоторые ребята, которые хорошо рисуют, с помощью красок и карандашей изобразили отдельные эпизод произведения.

— Прокомментируйте их, пожалуйста (оценки).

 

9. Подведение итогов

— Как вы понимаете слово «подвиг»? (героический, самоотверженный поступок).

— Можно ли назвать поступок Данко подвигом? (да, герой погибает, но искры его горящего сердца освещают путь к правде и добру).

— почему, как вы думаете, Горький обратился к такому жанру, как легенда? (Горький использует этот жанр, потому что он подходил для его замысла: кратко, ярко воспеть все лучшее, что может быть в человеке. В своем любимом романтическом герое Данко он подчеркивает человеколюбие, доброту, желание пожертвовать собой ради счастья своего народа).

— С чем познакомились на уроке

 

Д/з: письменный ответ на вопрос: «Чем мне интересен образ Данко?»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *