Фудтех представляет собой внедрение современных информационных технологий в такие виды процессов, как производство, приготовление и доставка готовых блюд. Данная сфера деятельности получила весьма широкое распространение в последнее время, особенно начиная с 2020 года, что связано с пандемией короновируса. В мире случился буквально бум, так как люди не могли выйти из дома, а питаться нужно ежедневно и не по одному разу. Фудтех стал просто незаменимым решением, получив колоссальное развитие.
Именно поэтому профессии, связанные с данной областью, являются востребованными на рынке труда, и эта потребность постоянно растет. Кроме того, фудтех считается одной из самых привлекательных сфер для инвесторов. В Российской Федерации, к примеру, он дает прирост от 20 до 30% каждый год.
Специалист сможет:
- определять и анализировать свойства пищевого сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, влияющие на оптимизацию технологического процесса, качество и безопасность готовой продукции;
- адаптировать современные версии систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов;
- использовать знания новейших достижений в области фундаментальных и прикладных наук по инновационным технологиям производства высококачественных и экологически безопасных продуктов питания в своей производственно-технологической деятельности;
- оценивать критические контрольные точки и инновационно-технологические риски при внедрении новых технологий продуктов;
- разрабатывать предложения по повышению качества и безопасности пищевых продуктов и эффективности технологического процесса производства, снижению трудоемкости производства, сокращению расходов сырья, материалов, энергоресурсов и повышение производительности труда.
- знать правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемых в установленном порядке классификации;
- обладать компетенциями и навыками оценки критериев безопасности с учетом современных международных стандартов.
Какие направления включает данная деятельность?
Среди основных направлений фудтеха можно выделить следующие:
Производственное, где профессионалы с помощью новейших технологий создают аналоги натуральных мясных продуктов или сладости без добавления сахара, а также осуществляют разработку современных методов выращивания фруктов, зелени и овощей. Востребованными, кроме того, считаются 3D-печать разнообразных блюд и их создание при помощи специализированных автоматов, в которых можно выбрать компоненты самостоятельно.
Упаковочное, имеющее тренд на защиту окружающей среды от пластиковой тары, создание разлагаемой упаковки, которая будет сохранять все ее полезные и вкусовые особенности.
Использование «интеллектуальной техники», которая позволяет существенно экономить временные и энергетические ресурсы.
Мониторинг. В последнее время на подъеме автоматизация фермерства, разработка устройств, способных определять состав продуктов питания, и «умных» этикеток, которые позволяют узнать необходимые данные относительно той или иной еды в режиме реального времени (место и время изготовления ингредиентов и др.).
Создание сервисов, дающих рекомендации по выбору нужных продуктов, подбору напитков, различных рецептов, а также помогающие составить персональный рацион в соответствии с образом жизни и определенной диетой.
Доставка готовых блюд, напитков и пищевых продуктов является самым развитым подразделением фудтеха. На сегодняшний день это многообразие инновационных технологий: приложения для гаджетов по заказу блюд из заведений общепита, продуктов питания из магазинов, а также курьерская роботизированная доставка.
По мнению потребителей, фудтех – это и есть непосредственная доставка еды на дом или на работу. Но, как мы видим, он включает гораздо более широкий спектр видов деятельности, направленных на оптимизацию производства, экономию тех или иных ресурсов, защиту окружающей среды и т.п.
В этой отрасли трудятся высококвалифицированные специалисты, такие как инженеры, программисты, повара, разработчики IT-технологий, сотрудники колл-центров, курьеры. Каждое звено по-своему необходимо и важно, так как уровень конкуренции на этом рынке весьма высок. Для удовлетворения потребностей клиентов должны учитываться все без исключения рабочие нюансы: онлайн-сервисы, качество блюд, оперативность доставки и закупка продуктов. Купить крупу, мясо и прочее необходимо у проверенных поставщиков.
Девять перспективных фудтех-направлений
1. Доставка из магазинов и ресторанов
Около 60 процентов объема инвестиций в мировой фудтех приходится на онлайн-доставку еды из магазинов и ресторанов. На этом рынке развиваются американские DoorDash, Instacat, Uber Eats, европейские Deliveroo, Delivery Hero, Just Eat, Takeaway.com.
В России в сфере онлайн-доставки конкурируют Yandex и Mail.Ru Group, которой принадлежат сервисы DeliveryClub, Zakazaka и Instamart.
2. Meal kits или конструкторы еды
Эволюция традиционной доставки — доставка набора ингредиентов для приготовления блюд по рецептам дома. Западные конструкторы двигаются в сторону разработки предложения для определенных групп потребителей: веганов, людей с непереносимостью глютена, сторонников органического питания.
3. Сервисы рекомендаций с собственными онлайн — супермаркетами
Среди успешных примеров — датский сервис Vivino, самое загружаемое в мире винное приложение и крупнейший винный онлайн-супермаркет. D 2018 году компания привлекла инвестиции в объеме $20 млн, а к 2020 году планирует заработать миллиард долларов только на продаже вин.
В России конкуренцию сервису планирует составить 5 Retail Group с приложением-помощником по подбору вина.
4. Фермерский фудтех
Фудтех в сельском хозяйстве охватывает огромный спектр инноваций: генная инженерия, производство насекомых, роботы, вертикальные фермы, сельскохозяйственные дроны и блокчейн.
Перспективное направление в области вертикальных ферм – компактные фермы, которые позволяют выращивать овощи и зелень в супермаркетах и других ограниченных пространствах. В 2018 году разработчик подобных ферм, берлинский стартап Infarm, привлек инвестиций на €25 млн и начал расширяться за пределы Германии.
5. Роботизированные рестораны и кафе
Компания Zume Pizza из Кремниевой долины, с 2015 года использующая роботов для приготовления пиццы, в конце 2018 года получила $375 млн от японской SoftBank Group на развитие проекта роботизированных фудтраков.
Во Франции стартап EKIM в 2018 привлек $2,6 млн для проекта пиццерии с роботами, которые, кроме пицц, умеют делать десерты, салаты и напитки. В 2019 году компания планирует продавать франшизы
Брюссельская компания Alberts robot SmoothieStations уже установила 5 роботов по имени «Альберт», которые делают смузи из ингредиентов на ваш выбор, взаимодействуя с мобильным приложением. Компания планирует дальнейшее расширение на европейском рынке.
6. Сокращение пищевых отходов
Шведская foodtech компания Karma в 2018 году привлекла $12 млн на разработку приложения, которое помогает супермаркетам распродать остатки продуктов с истекающим сроком годности со скидкой не менее 50 процентов. Karma позиционирует себя как экологичный сервис, цель которого — сокращение объема выброшенной еды.
7. Цифровые системы для розничных сетей
Французский стартап Wynd привлек $72 млн в 2018 году. Это программа для комплексного управления супермаркетов и ресторанов: для контроля складских запасов, онлайн и офлайн-продаж, работы персонала и создания отчетов из единого приложения. Платформа интегрирована с CRM сервисом и позволяет видеть профиль клиента в момент покупки, таким образом показывая и обновляя информацию о его предпочтениях. Платформу уже используют сети Carrefour, Total, MK2
8. 3D-рестораны
Только зарождающееся направление foodtech, которое, по словам основателя британского стартапа FOODNIK Антона Добрженски, в будущем станет драйвером пищевой промышленности.
В первом в мире 3D ресторане проекта FOODNIK Food Ink в Лондоне на принтерах распечатана мебель, столовые приборы и сами блюда.
Пока в мире немного ресторанов, которые используют 3D-печать для приготовления отдельных блюд из меню – это Melisse в Санта-Монике, США, La Enoteca at Hotel Arts в Барселоне, La Boscana в Лейде, Испания, Smith в голландской Вольвеге.
9. «Умная» техника для кухни
Смарт кухонные технологии становятся более доступными. В 2018 году компания June выпустила «умную» печь второго поколения по цене 600$, тогда как первые печи June стоили 3000$.
«Умная» печь управляется из приложения смартфона, оснащена встроенной камерой, которая автоматически распознает 50 продуктов, предлагает подходящие рецепты, контролирует температуру и передает изображения на смартфон.