Урок по сказке Д. Нагишкина «Храбрый Азмун»
Тема урока: «Храбрый Азмун»
Цель урока: работа по содержанию сказки, знакомство с жизнью и обычаями малых народностей Дальнего Востока – нивхами, уяснить отличие народной сказки от литературной.
Ход урока:
-
Проверка домашнего задания
По еврейской народной сказке «Кувшин с медом» проводится игра «Учитель – ученик» (ученик задает вопросы по содержанию сказки, учащиеся отвечают на них, получают за правильный ответ жетон).
— Чему учит эта сказка?
2. Объявление темы и цели урока
— сегодня на уроке мы познакомимся с одной из малых народностей Дальнего Востока нивхами, проанализируем сказку «Храбрый Азмун».
3. Слово учителя
— подобно могучему орлу раскинул свои крылья Дальний Восток, на севере простирая их над ледяными полями Арктики, а на юге – над ласковыми волнами Японского моря. На западе края мощно развернул свои цепи Становой хребет, на востоке — драгоценным ожерельем протянулся Курильский архипелаг. На этой огромной территории живут и трудятся люди, с гордостью называющие себя дальневосточниками. Русские и евреи, украинцы и нивхи, белорусы и чукчи, татары, узбеки, эстонцы, нанайцы, удэгейцы, орочи, эвенки, эвены, ительмены, коряки живут единой дружной семьей.
-Кто же такие нивхи? Давайте послушаем ребят.
4. Выступления учащихся (5 человек)
Нивхи – (самоназвание – «человек») гиляки (устаревшее) – народ в России. Живут в Хабаровском крае на нижнем Амуре и на острове Сахалин. Говорят на изолированном нивхском языке. Распространен также русский язык.
Основные традиционные занятия – рыболовство (кета, горбуша) и морской промысел (тюлень, белуха). Рыбачили неводами, сетями, крючками. Морского зверя били острогой дубинками. Из рыбы делали юколу, из внутренностей вытапливали жир, из кожи шили обувь и одежду. Развито собаководство. Собачье мясо шло в пищу, шкуры – для одежды, собак использовал как транспортное средство, для обмена, на охоте, приносили в жертву. Распространены домашние ремесла – изготовление лыж, лодок, нарт, утвари из дерева, посуды (корытца, туеса), подстилок из бересты, обработка кости, кожи, плетение циновок, корзин, кузнечное дело.
Традиционная одежда состояла из штанов и халата, сшитых из рыбьей кожи ил бумажной материи. Головной убор – наушники, меховая шапка, летом берестяная или матерчатая шляпа. Обувь из тюленьей и рыбьей кожи. Традиционная пища – сырая и вареная рыба, мясо морских зверей и лесных животных, ягоды. Моллюски, водоросли и съедобные травы.
В настоящее время начался процесс возвращения нивхов на прежние места расселения и возрождение старых селений. Выросла собственная интеллигенция. В основном это работники учреждений культуры и народного образования. Издаются буквари на амурском и восточно-сахалинском диалектах, книги для чтения. Словари. Газета «Нивх диф» («Нивхское слово»).
5. Работа по иллюстрациям
— посмотрите на эти фотографии. Так выглядят представители этого народа, их одежда, обязательно орнамент, узор, напоминающий либо рыбью чешую, либо растения тайги.
-узнать сказки, легенды народов Амура помог нам Дмитрий Дмитриевич Нагишкин, который в совершенстве постиг устное народное творчество народов Дальнего Востока. Широко пользуясь его сюжетами и языком, он создал оригинальные художественные произведения, получившие большое признание читателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Произведения, созданные Д. Нагишкиным, вошли в сборник «Амурские сказки». Она очень красочная. Иллюстрации к произведению выполнены художником Геннадием Павлишиным. Вы можете прочитать эту книгу, взяв ее в библиотеке.
6. Работа по сказке
— Вы уже прочитали сказку «Храбрый Азмун». В тексте встретились незнакомые слова, национальные. Нивхские. Посмотрим, как вы поняли лексическое значение этих слов. (Игра на соотношение слов и понятий, на доске, на листочках, соотнести слово и понятие, соединив их стрелочками).
7. Беседа по содержанию
— кто такой Азмун?
— как он появился в селении нивхов?
— что сказочного, необычного было в азмуне?
— что случилось в нивхском селении?
-кто вызвался помочь? что нужно было сделать, чтобы в амуре вновь появилась рыба?
-почему только Азмуну под силу было выполнить это дело? (выборочное чтение).
— какие трудности вставали на пути Азмуна?
8. Работа по иллюстрациям, выполненных учащимися, комментирование рисунков
9. Индивидуальное задание, выполненное уч-ся дома. Тест из десяти вопросов по содержанию сказки (дети решают тест)
10. Подведение итогов урока
— Какие черты национального героя восхваляет народ в сказке? На какие русские сказки похоже это произведение? И все же эта сказка литературная, т. к. ее написал Д. Нагишкин. Что в ней отличного от народной? (много литературных слов и выражений и тем самым автор особенно подчеркивает главную идею своей сказки).