postheadericon Урок по сказке Д. Нагишкина «Храбрый Азмун»

Урок по сказке Д. Нагишкина «Храбрый Азмун»

Тема урока: «Храбрый Азмун»

Цель урока: работа по содержанию сказки, знакомство с жизнью и обычаями малых народностей Дальнего Востока – нивхами, уяснить отличие народной сказки от литературной.

 

Ход урока:

 

  1. Проверка домашнего задания

По еврейской народной сказке «Кувшин с медом» проводится игра «Учитель – ученик» (ученик задает вопросы по содержанию сказки, учащиеся отвечают на них, получают за правильный ответ жетон).

— Чему учит эта сказка?

 

2. Объявление темы и цели урока

— сегодня на уроке мы познакомимся с одной из малых народностей Дальнего Востока нивхами, проанализируем сказку «Храбрый Азмун».

 

3. Слово учителя

— подобно могучему орлу раскинул свои крылья Дальний Восток, на севере простирая их над ледяными полями Арктики, а на юге – над ласковыми волнами Японского моря. На западе края мощно развернул свои цепи Становой хребет, на востоке — драгоценным ожерельем протянулся Курильский архипелаг. На этой огромной территории живут и трудятся люди, с гордостью называющие себя дальневосточниками. Русские и евреи, украинцы и нивхи, белорусы и чукчи, татары, узбеки, эстонцы, нанайцы, удэгейцы, орочи, эвенки, эвены, ительмены, коряки живут единой дружной семьей.

-Кто же такие нивхи? Давайте послушаем ребят.

 

4. Выступления учащихся (5 человек)

Нивхи – (самоназвание – «человек») гиляки (устаревшее) – народ в России. Живут в Хабаровском крае на нижнем Амуре и на острове Сахалин. Говорят на изолированном нивхском языке. Распространен также русский язык.

Основные традиционные занятия – рыболовство (кета, горбуша) и морской промысел (тюлень, белуха). Рыбачили неводами, сетями, крючками. Морского зверя били острогой дубинками. Из рыбы делали юколу, из внутренностей вытапливали жир, из кожи шили обувь и одежду. Развито собаководство. Собачье мясо шло в пищу, шкуры – для одежды, собак использовал как транспортное средство, для обмена, на охоте, приносили в жертву. Распространены домашние ремесла – изготовление лыж, лодок, нарт, утвари из дерева, посуды (корытца, туеса), подстилок из бересты, обработка кости, кожи, плетение циновок, корзин, кузнечное дело.

Традиционная одежда состояла из штанов и халата, сшитых из рыбьей кожи ил бумажной материи. Головной убор – наушники, меховая шапка, летом берестяная или матерчатая шляпа. Обувь из тюленьей и рыбьей кожи. Традиционная пища – сырая и вареная рыба, мясо морских зверей и лесных животных, ягоды. Моллюски, водоросли и съедобные травы.

В настоящее время начался процесс возвращения нивхов на прежние места расселения и возрождение старых селений. Выросла собственная интеллигенция. В основном это работники учреждений культуры и народного образования. Издаются буквари на амурском и восточно-сахалинском диалектах, книги для чтения. Словари. Газета «Нивх диф» («Нивхское слово»).

 

5. Работа по иллюстрациям

— посмотрите на эти фотографии. Так выглядят представители этого народа, их одежда, обязательно орнамент, узор, напоминающий либо рыбью чешую, либо растения тайги.

-узнать сказки, легенды народов Амура помог нам Дмитрий Дмитриевич Нагишкин, который в совершенстве постиг устное народное творчество народов Дальнего Востока. Широко пользуясь его сюжетами и языком, он создал оригинальные художественные произведения, получившие большое признание читателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Произведения, созданные Д. Нагишкиным, вошли в сборник «Амурские сказки». Она очень красочная. Иллюстрации к произведению выполнены художником Геннадием Павлишиным. Вы можете прочитать эту книгу, взяв ее в библиотеке.

 

6. Работа по сказке

— Вы уже прочитали сказку «Храбрый Азмун». В тексте встретились незнакомые слова, национальные. Нивхские. Посмотрим, как вы поняли лексическое значение этих слов. (Игра на соотношение слов и понятий, на доске, на листочках, соотнести слово и понятие, соединив их стрелочками).

 

7. Беседа по содержанию

— кто такой Азмун?

— как он появился в селении нивхов?

— что сказочного, необычного было в азмуне?

— что случилось в нивхском селении?

-кто вызвался помочь? что нужно было сделать, чтобы в амуре вновь появилась рыба?

-почему только Азмуну под силу было выполнить это дело? (выборочное чтение).

— какие трудности вставали на пути Азмуна?

 

8. Работа по иллюстрациям, выполненных учащимися, комментирование рисунков

 

9. Индивидуальное задание, выполненное уч-ся дома. Тест из десяти вопросов по содержанию сказки (дети решают тест)

 

10. Подведение итогов урока

— Какие черты национального героя восхваляет народ в сказке? На какие русские сказки похоже это произведение? И все же эта сказка литературная, т. к. ее написал Д. Нагишкин. Что в ней отличного от народной? (много литературных слов и выражений и тем самым автор особенно подчеркивает главную идею своей сказки).

 

 

 

Комментарии запрещены.

Схема проезда